Как модернизация транссибирской железнодорожной магистрали повлияет на экологию байкала
Как модернизация транссибирской железнодорожной магистрали повлияет на экологию байкала
РЖД и правительство Иркутской области будут считаться с мнением общественности на всех этапах строительства
Транссибирская железнодорожная магистраль недаром зовется «железным поясом России»: она соединяет Дальний Восток, Сибирь, Урал и европейскую часть страны. Это самая протяженная в мире железная дорога. В целях увеличения пропускной способности магистрали вовсю ведутся работы по ее расширению. Вопрос, интересующий многих: как строительные работы скажутся на экологии Байкала и прилегающих территорий? Отвечаем!
Что будет сделано и зачем вообще расширять Транссиб
Действующие станции Транссиба и железнодорожные линии между ними обновят. На магистрали появятся дополнительные пути, а также технологические объекты вблизи уже имеющейся инфраструктуры. Все это делается ради развития транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг» по поручению президента России Владимира Путина. Обозначенный срок завершения модернизации — 2024 год.
Власти уверены: реконструкция поможет увеличить внутренний товарооборот и расширить торговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Не говоря уже об увеличении поездопотока, сокращении времени простоя вагонов в ожидании погрузки и разгрузки, а также снижении потребления электроэнергии.
Работы на станции Андриановская
Один из самых масштабных объектов рядом с Иркутском, затронутых реконструкцией, — станция Андриановская. Завершены буровзрывные работы. Объемы выработки — 270 тыс. кубометров. В результате работ на этом участке станция удлинится в восточную сторону, разовьются пути для создания толкачей по горно-перевальному участку. Теперь доставлять грузы по железной дороге будет проще.

Модернизация станции имеет стратегическое значение (это своего рода референс для других объектов реконструкции) и включает замену около 6 км железнодорожного пути на бесстыковый «бархатный» путь, а также удлинение приемоотправочных путей, укладку стрелочных переводов, масштабное обновление контактной сети, устройств сигнализации, централизации и блокировки связи.

Кроме того, обновляют платформу и навесы — они защитят туристов от ненастья. По периметру станции появились защитные экраны, которые оградят дома от шума магистрали. А еще здесь установят новый пешеходный переход.
Курс на сохранность природы
Проект предусматривает сохранение леса вдоль береговой линии Байкала. Более того, здесь запрещены любые виды строительства, в том числе жилых и рекреационных объектов.
Все мероприятия в рамках реконструкции проводятся в соответствии с соглашениями, заключенными между РЖД, правительствами Иркутской области и Республики Бурятия, а также Минприроды России. Документы регламентируют в том числе соблюдение экологических норм на всех этапах модернизации в зоне Байкала.
Лесовосстановление
В процессе подготовки к реконструкции было вырублено 10,3 га леса близ станции Андриановская и 19,9 га у Байкальского тоннеля.

Лесной фонд будут серьезно восстанавливать: изначально предполагалась посадка двух деревьев вместо одного срубленного, но руководство РЖД решило высаживать по пять. Также на территории строительства высадят кустарники и рекультивируют земли.
Контроль за ходом работ
Команда РЖД и с неба, и с земли следит за экологичностью строительства в районе Байкала. Впервые для мониторинга экоситуации задействованы квадрокоптеры. Система экомониторинга на объектах Транссиба предполагает обсуждения и экологические заключения — без этого ни одно действие не будет осуществлено.

На 11 объектах установлены онлайн-камеры, еще на одном камеры появятся до конца 2021-го.

На сайте Восточно-Сибирской железной дороги создан специальный раздел, посвященный реконструкции Транссиба и БАМа — «ВСЖД на страже Байкала». Там размещена вся информация о ходе проекта.

Экомониторинг проводят в том числе силами специальной лаборатории, которая 24/7 анализирует несколько показателей: состояние атмосферного воздуха, почвы и воды, уровень шума от строительных работ. РЖД берет пробы раз в месяц — чаще, чем того требует законодательство. На данный момент превышений уровня допустимого воздействия на окружающую среду на объектах строительства и реконструкции не зафиксировано.
Экологическая составляющая
Чтобы защитить Байкал и его окрестности, был согласован план мер по охране природы. Помимо прочего, он включает в себя:
Для охраны атмосферного воздуха 14 пунктов обогрева путевых рабочих переведут с отопительных печей на электроэнергию. В целях защиты водных ресурсов построят новые и модернизируют существующие очистные сооружения, а стройплощадки оборудуют пунктами мойки колес.
Установку контейнеров для раздельного сбора мусора на 10 станциях и остановочных пунктах КБЖД, станциях БАМа и Транссиба в пределах Байкальской природной территории, на которых будут проходить строительно-монтажные работы.
Оборудование площадок для сбора твердых бытовых отходов и установку биотуалетов на территории памятников природы регионального значения «Слюдянское озеро» и «Мыс Шаманский».
Очистку береговой линии Байкала на участках от поселка Байкал до поселка Таловка.
1.
2.
3.
По инициативе РЖД в план также вошли мероприятия по охране животного и растительного мира центральной экологической зоны озера Байкал. Среди них:
Ни одного действия без экологического заключения и обсуждения с общественностью предпринято не будет, заверил гендиректор и председатель правления РЖД Олег Белозёров.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев отметил, что для местных жителей озеро Байкал и сибирская тайга представляют особую ценность. Поэтому правительство области и РЖД совместно с учеными сделают все для сохранения природы, а также открытости и прозрачности процесса модернизации Транссиба.

Горячая линия по вопросам исполнения природоохранных мер на Байкальской природной территории: 8-800-2000-665.
мероприятия по восстановлению лесных насаждений.
организация и участие в просветительских мероприятиях, связанных с экологической проблематикой;
привлечение пожарных поездов к тушению лесных пожаров вблизи железнодорожной инфраструктуры;
защита и увеличение популяции некоторых видов животных и птиц, в том числе балобана – птицу семейства соколиных – на территории Прибайкальского национального парка;
восстановление 20 га лесных насаждений в Байкальском, Ангарском и Ушаковском лесничествах – это 39 740 сеянцев хвойных пород деревьев;
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.