ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, БУДДИСТЫ И ДУХ ИТАЛЬЯНЦА: ЛЕГЕНДЫ КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Призраки прошлого — правда или вымысел?

Прибайкалье таит в себе множество загадок. Часть из них до сих пор не разгадана, а другая весьма искусно используется экскурсоводами. Кого ставил Чингисхан во главе своих войск, в чем сила шкурок ягнят и какое место было самым популярным для жертвоприношений — читайте в нашей статье.
Голоса в тоннелях
В марте 1946 года из-за срыва стоп-крана один из пассажирских поездов был вынужден остановиться перед тоннелем на перегоне Култук-Шарыжалгай. После этого поезд со скоростью 10 км/ч направился в тоннель Хабартуй-3. Грузовой поезд, шедший следом, врезался в хвост пассажирского. Это спровоцировало пожар. Двадцать человек погибли, еще 29 были ранены. Официально причиной катастрофы считается невнимательность проездной бригады — якобы рабочие упустили из вида запрещающий сигнал светофора.

Легенда гласит, что призраки погибших до сих пор бродят по тоннелю. Местные старожилы регулярно замечают свет, нетипичный для фонариков туристов.

Около семи лет назад сотрудники иркутского подразделения «Космопоиска» (организации на базе МАИ, занимающейся исследованием аномальных явлений) пытались войти в контакт с «призраками». С ними отправились корреспонденты местного еженедельника «СМ Номер один». Детектор команды «Космопоиска» действительно фиксировал все более высокие частоты по мере приближения к выходу из тоннеля, однако доказательств существования в тоннеле призраков по-прежнему нет.
Легенда о белой лошади
Некоторые верят, что призрак белой лошади бродит по шпалам в тоннеле, стучит копытами и даже иногда набрасывается на туристов.

Чтобы проверить правдивость этой легенды, «Космопоиск» и «СМ Номер один» во второй раз отправились на ночной дозор. Тогда дежурство проходило в тоннеле Каторжанском (его так назвали в честь проживавших в этой местности строителей КБЖД, преимущественно каторжников). В какой-то момент мимо группы что-то пронеслось — «по ощущениям, довольно крупное животное, которое тяжело дышало и фыркало». Слабый свет фонаря не позволил разглядеть, кто именно это был. Удаляющийся звук копыт и запах навоза навел путников на мысль о диком козле.

На следующий день по дороге до тоннеля Половинный группа не раз замечала, как со скал срывались камни. На вершине одной из сопок на Олхинском плато скакали парнокопытные. Их сфотографировали, а при детальном рассмотрении увидели изящные шеи, длинные ноги и белое пятнышко. Специалисты Прибайкальского национального парка подтвердили догадки группы — то были косули. Но встретить их в этом районе можно нечасто: диких коз убивают браконьеры. Вполне вероятно, что именно косули дали жизнь легенде о белой лошади.
Три брата
Саган-Хушун в переводе с бурятского — «белый мыс». Так его назвали в честь светлого мрамора, облачающего скалы. На мысе протяженностью около 1 км расположены три скалы. Со временем они заросли лишайниками красного цвета.

Второе название мыса — Три брата. По старинной бурятской легенде, у одного шамана с острова Ольхон была дочь и три сына. Девушка влюбилась, но отец не одобрил избранника. Тогда дочь сбежала из дома. На ее поиски шаман отправил сыновей. Превращенные в орлов, они быстро отыскали сестру, но та умоляла их молчать о находке. Прознав об этом, рассерженный колдун превратил всех четверых в каменные глыбы. Неподвижные мраморные скалы символизируют отеческое проклятие.
Вход только для шаманов: мыс Бурхан
У этого мыса несколько названий: Пещерный, Бурхан, скала Шаманка. Заканчивается он двухвершинной Шаман-скалой. Название Бурхан родилось в конце XVII века после появления в Прибайкалье тибетского буддизма. Словом «Бурхан» буряты-буддисты называли главное божество Байкала. Мыс считался его домом. По легенде, Хан стал хозяином всего Ольхона, а также покровителем всего северного шаманизма.
Согласно древним преданиям колдунов, 13 божеств спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали разные обиталища. Старший и самый могущественный — Хан Хутэ-Баабай — выбрал пещеру на мысе Бурхан. Заходить в эту пещеру позволялось исключительно шаманам, всем остальным вход был строго запрещен. Первые исследователи Байкала в XVII-XIX веках отмечали, что это место вызывает неимоверный ужас у прибайкальских бурят. Здесь состоялось наибольшее число жертвоприношений.

На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы и обещания, сюда же приезжали бездетные буряты с просьбой о даровании детей. Рядом сжигали и хоронили шаманов. Женщинам и детям было запрещено приближаться к мысу: предки верили, что «греховницы» осквернят священное место (еще по одной версии, посещение мыса могло негативно сказаться на родах и даже привести к бесплодию), а детские души слишком слабы для контакта со столь мощной энергетикой.

Почитали Бурхан по максимуму: ни один из местных жителей не рисковал проскакать верхом мимо пещеры — они слезали с лошадей. А чтобы копыта коней не тревожили покой духа, их обвязывали кожей.

Еще одно предание гласит, что здесь, в Шаманской пещере, расположена могила Чингисхана. Старожилы рассказывали, что в первом десятилетии XX века приезжали сотни лам из забайкальских дацанов (буддистские монастыри-университеты у российских бурят). Тогда ламы поведали, что в пещере живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в поисках спасения.
Призрак Джузеппе
Еще одна популярная легенда, связанная с тоннелями. По ней, самый длинный тоннель Кругобайкальской железной дороги (778 м) — Половинный — спроектировал итальянский инженер Джузеппе. Рабочие пробивали проход, идя навстречу друг другу, но к назначенному часу тоннели не сошлись.

Так продолжалось две недели. Отчаявшийся инженер покончил жизнь самоубийством. Это было утром, а к вечеру тоннели сошлись. С тех пор призрак Джузеппе скитается по тоннелю, постукивая молотком по рельсам. Некоторые очевидцы рассказывают, что слышали в тоннеле итальянскую речь, звуки шагов и душераздирающие крики.

Подтверждений этой легенде нет, но исторические документы указывают на то, что Половинный действительно пробивался с огромными сложностями. А среди подрядчиков и вправду был итальянец, но вообще-то его звали Джованни. И как он умер, неизвестно.
Шкурки ягнят вокруг горы Ёрд
Гора Ёрд (или Ехе Ёрдой) расположена в 2 км от Байкала по правому берегу реки Анга и в 8 км от поселка Еланцы. Это сорокаметровый курган из массивных гранитных плит. Очертания его настолько совершенны, что кажется, будто гору создавали люди.

Раз в два года здесь проводились Ёрдынские игры — фестиваль коренных народов Байкала. Состязания определяли, кто лучше всех ездит на лошади, стреляет из лука и борется. В XII-XIII веках Чингисхан и его потомки ставили победителей во главе своих войск или отбирали в личную свиту. После длительного перерыва Игры были возобновлены в 2000 году, и теперь они проводятся раз в четыре года.

По одной из легенд, Ёрд соорудили представители древних цивилизаций. Однако причастность людей к воздвижению горы научно не доказана (как, впрочем, и не опровергнута).

Другое предание гласит, что один богатый местный житель по имени Далей застилал белыми шкурами ягнят весь курган. У него было так много овец, что он и пересчитать их не мог. Чтобы определить хотя бы примерное количество, богач загонял животных на большой остров — если они заполняли его целиком, значит, овец как минимум в достатке. Во время проведения Ёрдынских игр Далей доставал белые шкурки ягнят и укутывал ими священную гору. У таких шкурок особое оккультное значение: с их помощью женщины приманивали счастье, богатство и небесную благодать.
Сказка — ложь?
Перечисленные выше сказания, как правило, раздражают ученых. В том числе одного из главных исследователей Байкала Александра Хобта. По его словам, все подобные истории, что распространяются по интернету и пересказываются туристами, «причем с постоянными искажениями», не имеют ничего общего с истиной.

Никто никогда и нигде на всей территории, относящейся к Кругобайкальской железной дороге, в тоннелях не блуждал, уверен ученый. «Никто и никогда не хоронил погибших за стенами тоннелей. Ни один инженер не застрелился», — подытожил Хобта.

Но мы все равно любим эти истории — уж больно они красивые!
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.