Как миллионеры переживают за сохранность своих финансов, так жители Прибайкалья постоянно беспокоятся из-за своих природных ресурсов. Если периодические загрязнения той же Москвы-реки не вызывают бурной реакции, то жители Прибайкалья скрупулезно относятся к чистоте священного моря. Любое пятно на воде превращается в инфоповод и выносится на обсуждение.
В июле 2020 года Владимир Путин подписал федеральный закон, выводящий строительство БАМа и Транссибирской магистрали из-под экологического надзора. Он предполагает бессрочную отмену государственной экологической экспертизы для объектов, расположенных на особо охраняемых территориях. Еще закон означает возможность воздвижения на Байкале любых инфраструктурных объектов — от автодорог до аэродромов. Первыми начали реализовывать инфраструктурный проект по новому закону РЖД. Жители региона могут не тревожиться: правительство Иркутской области и РЖД ведут проект по расширению Транссиба и БАМа экологично и прозрачно.
Ключевая экопроблема Байкала — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК). За 50 лет своей деятельности он произвел свыше 6,5 млн токсичных отходов и стал главным кошмаром экологов Прибайкалья.
В апреле 2021 года в Байкальске был введен режим ЧС. За 50 лет работы БЦБК в картах-накопителях, подступающих близко к озеру, собралось около 6,5 млн тонн твердых и жидких отходов. По данным за 2020 год, в картах также скопилось 1,5 млн тонн надшламовых вод, которые могут перелиться через барьеры.
Как юрлицо БЦБК ликвидировали в 2021 году, хотя завод перестал работать еще в 2013-м. Но последствия его деятельности устраняют до сих пор. В апреле этого года в Байкальске вводили режим ЧС из-за угрозы подтопления карт-накопителей талыми водами. Хорошо, что селезащитные сооружения вблизи карт-накопителей отходов уже модернизируют.
В 2024 году
завершится ликвидация отходов комбината и рекультивация карт-накопителей.