Модернизация БАМа и Транссиба: первые результаты и дальнейшие планы
Расширение магистралей проводят экологично
Модернизация БАМа
и Транссиба: первые результаты и дальнейшие планы
Чтобы вдвое увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, их кардинально обновят, а БАМ еще и расширят. Второй этап модернизации завершится в 2024 году. К этому же сроку планируется на 30% увеличить перевозки угля из ведущей угольной области, Кемеровской. Одна из главных целей модернизации — развитие угледобывающих регионов.
Великий Сибирский путь: Транссиб
Это самая длинная в мире железная дорога: она занимает 9288 км и изначально называлась Великий Сибирский путь. Транссибирскую магистраль строили с 1891 по 1916 годы. Работы по модернизации ведутся постоянно: Транссиб полностью электрифицировали на стыке веков, а сегодня станции обновляют.

Транссибирская железнодорожная магистраль недаром зовется «железным поясом России»: она соединяет Дальний Восток, Сибирь, Урал и европейскую часть страны. На востоке Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Монголии и Китая, а на западе — в страны Европы.
БАМ: великая стройка
Уникальность магистрали в том, что большая ее часть пролегает в зоне вечной мерзлоты. Помимо геополитических мотивов, стройка была идеологически важна. Трудиться над строительством БАМа было прибыльно (средняя зарплата составляла 450-600 рублей в месяц) и престижно.

Это самый масштабный инфраструктурный проект Советского Союза. И наиболее дорогостоящий: на строительство БАМа ушло 18 млрд рублей в ценах 1991 года. Работы начались в 1938 году и проходили в тяжелейших климатических условиях. Строительство приостанавливали на 10 лет, а в 1974 году БАМ объявили ударной всесоюзной стройкой. Окончательно БАМ достроили лишь в 2003 году, когда открыли 15-кило­метровый Северомуйский тоннель.
Что будет сделано и зачем расширяют магистрали
Станции Транссиба и железнодорожные линии между ними обновят. На БАМе появятся вторые пути и технологические объекты вблизи уже имеющейся инфраструктуры. Власти уверены: реконструкция БАМа и Транссиба увеличит внутренний товарооборот и расширит торговые связи со странами АТР. А также позволит реализовать преимущества железнодорожного транспорта перед морским. Линии БАМа электрифицируют, за счет чего снизится доля использования дизельного топлива. Это позволит сберечь природные ресурсы. Электрификация предполагает строительство подстанций и модернизацию локомотивных депо.

Суммарная провозная способность магистралей увеличится с 144 млн тонн до 180 млн тонн грузов в год. Затраты на весь проект по развитию Восточного полигона составят 720 млрд рублей.
Что уже сделано
В постоянную и временную эксплуатацию БАМа и Транссиба в рамках проекта модернизации уже ввели 31 инфраструктурный объект. Объем ремонтно-путевых работ составил 330,1 км: реконструировали свыше 190,5 км пути Транссиба и 139,6 км направления БАМа.

Несколько участков БАМа уже повысили свои пропускные способности. Среди них — разъезды Молчан, Нарьянга, Березовый и Гарбилка. Открылось движение по второму Байкальскому тоннелю.

Окончены работы по реконструкции вокзального комплекса на станции Улан-Удэ. Также на Транссибе завершилась реконструкция моста через реку Селенга. На трех участках технически переоснастили контактную сеть. Большую работу проделали по реконструкции станций Андриановская, Мегет и Касьяновка. Объем инвестиций в расширение магистралей составил 62,8 млрд рублей.
Работы на станции Андриановская
Один из самых масштабных объектов рядом с Иркутском, затронутых реконструкцией, — станция Андриановская. Цель ее переустройства — снятие инфраструктурных ограничений по пропуску тяжеловесных поездов на горно-перевальном участке Транссиба. Доставлять грузы по железной дороге будет проще.

Модернизация станции имеет стратегическое значение и включает замену более 5,8 км железнодорожного пути на бесстыковый «бархатный» путь. А также удлинение приемоотправочных путей, укладку стрелочных переводов, масштабное обновление контактной сети, устройств автоматического управления и связи.

Андриановскую адаптируют и для маломобильных пассажиров. На платформах вдоль пути установят специальные плиты с тактильными полосами для граждан с нарушениями зрения. На платформе первого пути появится специальный подъемник для пассажиров в инвалидных колясках, а на островных платформах — плавный сход с противоскользящим покрытием.

Появится пешеходный переход через железнодорожные пути. Для шумоизоляции прилегающих зданий вдоль магистрали установят 390-метровый звукопоглощающий экран. Стоимость работ оценивается в 1 млрд рублей.
Работы на перегоне Тыя – Северобайкальск
Строительство двухпутной вставки на перегоне Тыя – Северобайкальск в Северобайкальском районе Республики Бурятия необходимо для повышения пропускной и провозной способности, а также участковой скорости движения поездов по БАМу.

Расширение участка Тыя – Северобайкальск продиктовано значительным увеличением объемов перевозок топливно-энергетических и массовых грузов, следующих в дальневосточные порты.

Работы на этом участке ведутся с 2016 года. Сейчас проводится регулировка контактной сети, монтаж пожарной и охранной сигнализации, пусконаладочные работы контактной сети. Объем инвестиций — свыше 2 млрд рублей. Работы завершат до конца 2021 года.
Второй Байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда – Дабан БАМа
Новый железнодорожный тоннель расположен на территории Иркутской области и республики Бурятия. Условное разделение границ территорий этих административных единиц проходит по перевалу Даван.

Западный портал тоннеля расположен восточнее разъезда Дельбичинда в Казачинско-Ленском районе Иркутской области. Восточный портал находится в 52 км от Северобайкальска — в Бурятии.

Длина тоннеля (без учета припортального комплекса) — 6 682 метра. Работы завершили в 2021-м, накануне Дня железнодорожника. Объем инвестиций составил более 37,5 млрд рублей.
Курс на сохранность природы
Проект по модернизации Транссиба и БАМа предусматривает сохранение леса в Прибайкалье. Лесной фонд будут серьезно обогащать: изначально предполагалась посадка двух деревьев вместо одного срубленного при реконструкции, но в РЖД решили высаживать по пять. На территории строительства также высадят кустарники и рекультивируют земли.

Все мероприятия проводятся в соответствии с соглашениями, заключенными между РЖД, Минприроды России, правительствами Иркутской области и Республики Бурятия. Документы регламентируют соблюдение экологических норм на всех этапах модернизации в зоне Байкала. В том числе помощь краснокнижным животным и байкальским эндемикам.
Контроль за ходом работ
Команда РЖД и с неба, и с земли следит за экологичностью строительства в районе Байкала. Впервые для мониторинга экоситуации задействованы квадрокоптеры.

Система экомониторинга на объектах Транссиба и БАМа включает обсуждения и экологические заключения — без этого ни одно действие не будет осуществлено. На части объектов уже установлено видеонаблюдение, на остальных камеры появятся до конца 2021-го.

Вся информация о природоохранных мероприятиях собрана на сайте Восточно-Сибирской железной дороги с открытым доступом. Пользователи смогут задавать вопросы, обсуждать проекты и вносить свои предложения. Экомониторинг проводят в том числе силами специальной лаборатории, которая 24/7 анализирует состояние атмосферного воздуха, почвы и воды, уровень шума от строительных работ. РЖД берет пробы чаще, чем того требует законодательство.
Лаборатория
Чтобы контролировать влияние строительных работ на окружающую среду, РЖД проводит лабораторный инструментальный контроль. Исследуют качество воздуха и воды (сточной и природной), состояние почвы. В штате лаборатории 20 человек. В Северобайкальске расположена еще одна — ее специалисты, помимо основных исследований, также контролируют объекты строительства и реконструкции.
Забота об экологии
План дополнительных мер по охране природы около Байкала включает:

1. Очистку береговой линии Байкала на участках от поселка Байкал до поселка Таловка (361 км)

2. Оборудование площадок для сбора твердых бытовых отходов и установку биотуалетов на территории памятников природы регионального значения «Слюдянское озеро» и «Мыс Шаманский».

3. Установку контейнеров для раздельного сбора мусора на 10 станциях и остановочных пунктах КБЖД, станциях БАМа и Транссиба в пределах Байкальской природной территории, на которых будут проходить строительно-монтажные работы.

4. Перевод 14 пунктов обогрева путевых рабочих с дровяных печей на электроэнергию — для охраны атмосферного воздуха.

5. Постройку новых и модернизацию существующих очистных сооружений — для защиты водных ресурсов.

6. Оборудование стройплощадок пунктами мойки колес и обеспыливание подъездов к стройплощадкам.

По инициативе РЖД в план также вошли мероприятия по охране животного и растительного мира центральной экологической зоны Байкала. Среди них:

• восстановление 20 га лесных насаждений в Байкальском, Ангарском и Ушаковском лесничествах – это 39 740 сеянцев хвойных пород деревьев и другие мероприятия по восстановлению лесных насаждений;

• защита и увеличение популяции некоторых видов животных и птиц, в том числе балобана – птицу семейства соколиных – на территории Прибайкальского национального парка;

• привлечение пожарных поездов к тушению лесных пожаров вблизи железнодорожной инфраструктуры;

• организация и участие в просветительских мероприятиях, связанных с экологической проблематикой.

Ни одного действия без экологического заключения и обсуждения с общественностью предпринято не будет, заверил гендиректор – председатель правления РЖД Олег Белозеров. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев напомнил, что для местных жителей озеро Байкал и сибирская тайга представляют особую ценность. Поэтому правительство области и РЖД совместно с учеными сделают все для сохранения природы, а также открытости и прозрачности процесса модернизации Транссиба. Горячая линия по вопросам исполнения природоохранных мер на Байкальской природной территории: 8-800-2000-665.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.