Четыре войны и один паводок: КБЖД в составе Транссибирской магистрали
Что происходило с Кругобайкальской железной дорогой в первой половине XX века и почему она перестала быть частью Транссиба
Кругобайкальская железная дорога — архитектурно-природный феномен и живой памятник всем, кто ее строил. Почти полвека она пробыла в статусе стратегически важного участка Транссибирской магистрали. Ее охраняли НКВД, она пережила четыре войны, но вот уже более 70 лет существует обособленно. Почему так вышло, читайте в нашем материале.
Путь на Восток: запуск Транссибирской магистрали
С 1904 по 1956 год Кругобайкальская железная дорога входила в состав Транссибирской магистрали. Изначально та носила название Великий Сибирский путь. Также Транссиб называли «железным поясом России». Магистраль возвели с целью соединить европейскую и азиатскую части Российской империи. Это по сей день самая протяженная железная дорога в мире — простирается на 9288 км.

Ее начали строить в 1891 году по указу императора Александра III недалеко от Владивостока, в Куперовой пади (сейчас она находится на Первой речке — в одном из лучших районов столицы Приморского края). Тогда цесаревич Николай Александрович, днем ранее отметивший свое 23-летие, лично наполнил тачку землей, отвез ее к насыпи и под аккомпанемент оркестра торжественно заложил первый камень. Таким образом 19 мая 1891 года стал официальной датой начала строительства. Впрочем, к тому моменту уже вовсю прокладывались рельсы на участке Миасс-Челябинск.

Закончилось возведение Транссиба в 1916 году. По завершении строительства моста через реку Амур стартовало прямое пассажирское сообщение между Владивостоком и Москвой.
Транссиб сегодня
Транссибирская магистраль проходит через 80 городов, 14 областей, две республики, три края, Еврейскую автономную область, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Магистраль пролегает вдоль Байкала и по берегу Амурского залива и Японского моря. На пути Транссиба 16 рек — Уссури, Волга, Вятка, Тобол, Кама, Обь, Иртыш, Томь, Енисей, Ока, Чулым, Селенга, Бурея, Амур, Зея и Хор.

На Ярославском вокзале в Москве установлен памятный знак «Нулевой километр Транссибирской магистрали»: на одной из граней выгравировано «0 км». Аналогичный километровый столб есть и на железнодорожном вокзале Владивостока. Стела символизирует конец Транссибирской магистрали — там значится «9288 км».

Создание Транссибирской магистрали позволило значительно сократить расстояние между городами. Сейчас от Москвы до столицы Приморского края можно добраться за шесть дней. В прошлом дорога занимала 16 дней.

При всех своих преимуществах пропускная способность дороги оставляла желать лучшего. Страна явно ощутила это на заре русско-японской войны...
Как Кругобайкалка интегрировалась в «железный пояс России»
Как мы знаем, Кругобайкальскую железную дорогу начали строить, чтобы соединить разрозненные участки Транссиба — между ними пролегал Байкал. Строители работали на износ, и одной из главных причин тому была надвигающаяся русско-японская война.

В конце 1903 — начале 1904 гг. воинские грузы перевозили на ледоколах, но это было ненадежно — слишком большими и неповоротливыми были суда. Политический контекст не допускал возможности провала в потенциально «маленькой победоносной войне», поэтому небольшой зимний перерыв в работе пришлось сократить еще больше.

Рабочим было приказано закончить укладку рельсового пути на перегоне Танхой — Култук к марту 1904 года. Министр путей сообщения получал телеграммы с единственным вопросом: когда же будет открыт этот самый участок? Работы на нем начались в январе и закончились в начале апреля.

В сентябре 1904 года Кругобайкальская железная дорога была введена в эксплуатацию, и это позволило перевозить по магистрали пассажирские вагоны и грузы.
Развитие КБЖД в составе Транссиба
Кругобайкалка видела все. Здесь разворачивались боевые действия во времена Гражданской, Первой мировой и Великой Отечественной войн. Маршрут до сих пор усеян братскими могилами.

Летом 1918 года Киркидайский тоннель (между Слюдянкой и Мысовой) был взорван отступавшими от белочехов красноармейцами. Из-за этого движение по маршруту было приостановлено на 20 дней, но вскоре тоннель восстановили. Тем же летом близ Кругобайкалки Красная армия ЦИКа Советов Сибири воевала с антибольшевистскими войсками Восточного фронта.

Во времена Великой Отечественной войны КБЖД перевозила военных и всевозможные грузы. Изыскательные работы по укреплению железнодорожного полотна и повышению уровня безопасности на этом участке Транссиба были приостановлены в самом начале войны и возобновились лишь в 1947 году.

Расцвет инфраструктуры вокруг Кругобайкальской железной дороги пришелся на 1930-1950-е годы: появляются новые населенные пункты, электростанции, казармы для военных. В эти годы ее контролировали и охраняли войска НКВД.
Почему Кругобайкалка больше не часть Транссиба?
В 1950 году начали строить Иркутскую ГЭС. Та часть Транссибирской магистрали, что не входила в КБЖД (от Иркутска до поселка Байкал), была затоплена из-за паводка. Транссиб пришлось возводить в обход озера — по горам. Так и появился современный тупиковый маршрут с пятью станциями. Магистраль утратила былое стратегическое значение, и количество перевозок значительно сократилось. Тоннели и мосты лишились охраны.

Но и в обособленном от Транссиба виде Кругобайкальская железная дорога богата на историю и достопримечательности. О ключевых научных, рекреационных и даже мистических точках мы расскажем в следующих статьях.
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.